ВАРАДЕРО ВИЛЬЯ КЛАРА ГАВАНА КАЙО ГИЛЬЕРМО КАЙО КОКО КАЙО САНТА МАРИЯ О. КАЙО-ЛАРГО ОЛЬГИН САНКТИ СПИРИТУС САНТЬЯГО ДЕ КУБА СЬЕНФУЭГОС ХАРДИНЕС-ДЕЛЬ-РЕЙ

НАСЕЛЕНИЕ КУБЫ

Демография »
Образ жизни »
Этнический состав »
Демография
Демография

В 1953 году, по данным переписи населения, на Кубе проживало 5 миллионов 829 тысяч человек. В 1970 году – 8 миллионов 569 тысяч. В 1981 году – 9 миллионов 723 тысяч. В 1993 году – 10 миллионов 978 тысяч человек. В 1997 году – 11 миллионов 094 тысяч, а в 2004 году – 11 миллионов 310 тысяч человек. В период с 1953 по 1970 год показатель роста населения в стране составлял 2,2% в год, с 1970 по 1991 год – 1,1%, а к 2004 году – 0,34%. Снижение темпов роста населения обусловлено падением рождаемости. В 2004 году показатель рождаемости снизился до 1,22%, тогда как в первые послереволюционные годы он составлял 3,7%. Показатель смертности в 2004 году составил 0,7%.

В 1960-е годы с Кубы в США эмигрировало более полумиллиона человек, что не могло не сказаться на уменьшении численности населения и снижении показателей роста. В 1966 году США приняли специальный закон, гарантировавший кубинским иммигрантам предоставление убежища и льготы. В 1980 году, когда кубинские власти разрешили эмиграцию, почти 125 тысяч кубинцев было перевезено из порта Мариель на Кубе в Ки-Уэст (штат Флорида). Эта операция, в которой приняли участие сотни частных катеров и лодок, получила название «лодочного моста».

Перед революцией средняя продолжительность жизни кубинцев составляла 54 года. В настоящее время средняя продолжительность жизни в стране – 76,8 лет (мужчины в среднем живут 74,38 года, а женщины – 79,36 лет).

Социалистическая Куба страна молодого по возрастному составу населения. На долю молодежи в возрасте до 15 лет приходится 37% от всего населения страны. Граждане, старше 65 лет, составляют всего 6%.

Для населения Кубы традиционно преобладание мужчин. Особенно большим оно было в колониальное время и в период массовых иммиграций. Мужчины преобладали среди переселенцев из Испании и среди африканских невольников. В 1774 году мужчины составляли 60% от населения страны. В настоящее время доля женского населения сильно увеличилась.

После победы кубинской революции в 1959 году женщинам были предоставлены равные с мужчинами права во всех сферах деятельности, было покончено с многовековой дискриминацией женщин. Сейчас кубинские женщины отличаются большой общественной и социальной активностью. Доля экономически активных женщин растет год от года. Женщины заняты не только в сфере обслуживания, но все больше вовлекаются и в такие сугубо «мужские» для Кубы отрасли: в сельское хозяйство, текстильную промышленность, ряд других отраслей производства.

По давней традиции кубинцы и кубинки рано вступают в брак, особенно в сельской местности. С 1960 года число браков уменьшилось с 9,2 до 6,4 на 1000 жителей, за этот же период резко возросло число разводов. На причины снижения количества браков и роста числа разводов повлияло как увеличение внутренней и внешней миграции, так и осознание кубинской женщиной своей новой роли в кубинском обществе.

По состоянию на 2003 год в городах проживает 68% населения. Самый крупный город Кубы – столица страны Гавана (2,5 миллиона жителей). Доля столицы в общей численности населения Кубы – 21%. Другие крупные города – Сантьяго-де-Куба, Камагуэй, Ольгин, Гуантанамо и Санта-Клара.

Образ жизни

Отличительной чертой кубинцев является дружелюбие и оптимизм. Кубинцы веселы, остроумны, музыкальны и очень любят различные праздники. Весь народ отмечает «День матери», «День отца», «День влюбленных» и др. В этот день дарят заранее приобретенные подарки.

Кубинцы такие, какие они есть: веселые, разговорчивые, приятные, остроумные, влюбчивые, гостеприимные, щедрые, большие спорщики, любят все свое, отличаются бескорыстием, насмешливы, склонны к преувеличениям и ни в чем не знают границ. Они полны энтузиазма, и для них нет проблемы, которую нельзя было бы решить, хотя часто они находят свою проблему для каждого решения. Они благородны, полны достоинства и подлинные патриоты.

Семья для кубинца это больше чем семья. Семьи на острове большие и дружные. Это падре (отец) и мадре (мать), их дети, дети их детей, многочисленные дяди и тети, племянники и племянницы и так до бесконечности, относящиеся друг к другу тепло и с пониманием. Кубинцы с большой любовью и уважением, очень почтительно, нежно и трогательно заботятся о старших членах своих семей. На Кубе настоящий «культ детей». Дети достаточно самостоятельны – вечерами нередко сидят с взрослыми за одним столом дома, в гостях или в ресторане. Ложатся спать поздно. Но при всей свободе, воспитывают детей строго. В этой стране нет брошенных детей и сирот, потому что даже при потере родителей, ребенка никогда и ни при каких условиях не отдадут в детский дом, а воспитывают всем кланом.

На Кубе – всеобщее бесплатное среднее образование. Детей отдают в школу с пяти лет. Первый класс называется «знакомство со школой». С шестого по двенадцатый класс все дети живут в школах-интернатах все пять дней в неделю, уезжая домой только на выходные. Лето и каникулы школьники проводят в трудовых лагерях. На Кубе преподаватели выезжают в деревню и учат даже одного ребенка, если там больше нет детей школьного возраста.

Заработная плата на Кубе невелика (если не сказать – мизерная). Все необходимое выдает государство: рис, муку, сахар, хлеб, крупы. Одежду и обувь продают на талоны за небольшие деньги. Кубинцу без специального разрешения властей нельзя купить дом, машину, видеомагнитофон, сотовый телефон. Это трудно объяснить среднему европейцу или американцу, а мы, россияне, еще не забыли «достижения социализма». Правда, есть вещи, которые поставили бы в тупик и рядового россиянина: например, то, что государство обязуется заменить бесплатные черно-белые телевизоры на бесплатные цветные.

Медицинское обслуживание – одно из самых прогрессивных в мире – для кубинцев бесплатное. На каждые 120 семей есть свой семейный врач. Его двери открыты в любое время суток для любого из заболевших членов семьи. Наряду с традиционной медициной широко распространена и народная. Кубинцы, живущие в единении с природой, – отличные природные лекари, знают множество лекарственных трав и полезных растений, которые используют в повседневной жизни практически с младенческого возраста.

Разводы на Кубе – дело нехитрое и необременительное. Всего за 3 доллара можно обрести долгожданную свободу.

Вечером улицы городов, кинотеатры, кафе и рестораны полны народа.

Кубинцы умеют и очень любят веселиться. В любой деревне есть повод для своего карнавала. Среднестатистический кубинец независимо от пола и возраста настолько музыкален и легок на подъем, что начинает танцевать, едва заслышав мелодию. Самый распространенный танец на Кубе – «салса» – оригинальный сплав кубинских ('сон», дансон и румба), североамериканских (джаз, рок и свинг), карибских (бомба, плена и кумбья) и южноамериканских (самба и танго) ритмов.

Прародителем «салсы» следует считать кубинский «сон» – ритм, возникший на Кубе в конце XIX века. Салса – часть афро-кубинской музыки, родившейся в результате симбиоза двух культур – европейской (испано-арабской) и африканской. От испанцев афро-кубинская музыка унаследовала струнные инструменты, мелодику и поэтическую форму, а от рабов-африканцев (в основном, выходцев племен банту, йоруба и карагали) – барабаны и различные ударные инструменты, манеру и своеобразный стиль исполнения. Коренные жители, индейцы, на музыку не повлияли никак, так как были истреблены колонизаторами на Кубе почти полностью.

Изначально «сон» («son') распространился в восточной части Кубы, особенно в Сантьяго и Сьерра-Маэстра, а также в провинции Гуантанамо, и звучал на проводившихся там праздниках «Changui». Популярность это музыкальное течение начало приобретать с 1892 года, благодаря Нене Манфугасу (Nene Manfugas), исполнявшему «сон» вместе со своей группой «Montuno» на проводившихся в Сантьяго карнавалах. Инструмент, на котором играл Нене, представлял собой деревянный ящичек с тремя струнами и назывался «трес» (tres). И в настоящее время этот инструмент считается одним из символов «сона». Сам же припев, представляющий собой повторение в разных вариациях ключевой фразы песни, стал именоваться «montuno» – в честь группы «Montuno». Основными инструментами при исполнении «сона», были «трес», гитара (как наследие испанцев), бонго, маракас, клаве (два последних обычно использовал солист) и, наконец, маримбула и ботиха (позже замененные контрабасом).

В 1909 году «сон» распространяется на всю территорию Кубы, а новое звучание этот ритм приобретает в конце второй декады XX века, когда к стандартной группе инструментов присоединяется труба. В 1930-е годы огромное влияние на «сон» оказывают карибские ритмы, затем, по мере его распространения в Южной и Северной Америке, североамериканские и латиноамериканские, постепенно подводя его к тому, что мы сейчас называем «салсой».

Есть несколько версий происхождения названия «салса». Общеизвестно, что «salsa» означает «соус». По одной из версий, в одном маленьком клубе Майами выступала однажды вечером группа, исполнявшая кубинскую музыку, и эта музыка настолько «завела» публику, что все дружно принялись кричать: «Salsa! Salsa!», – подразумевая, что музыка была так же остра и горяча, как соус, которым приправляли блюда в этом заведении.

По другой версии, название произошло от очень популярного в начале века «сона» «Echale Salsita». Согласно этой версии, в конце 1960-х в США в Мэдисон-Сквер Гарден состоялся грандиозный концерт, на котором латиноамериканские исполнители представили свое «новое изобретение» – ритм «бугалу» ('boogaloo') – ничто иное, как модернизированный кубинский «сон», смешанный с меренге, боссановой, кумбьей, ча-ча-ча, мамбо и буги-вуги. Глядя, как люди с разных концов Америки самозабвенно танцуют под новый ритм, великий сонеро Тито Пуэнте, вспомнив слова старого «сона», изрек: «Esto es una gran salsa!», что дословно переводится как «Великолепный соус!», подразумевал, что как и в соусе, в ритме перемешались различные ингредиенты, рождая необыкновенно «вкусную» смесь.

Слово понравилось больше, чем первоначальное название, и быстро распространилось по всей территории Америки. В настоящее время под воздействием современных ритмов «салса» также претерпевает изменения. В конце XX столетия, в частности, возникли два таких направления как «salsa dura» и «salsa nueva» (вслед за «tango nuevo» и «nuevo flamenco»).

Этнический состав

Этнический состав населения: кубинцы – 98%, испанцы – 1%. Кроме того, в стране живет 25 тысяч переселенцев с Гаити, 12 тысяч китайцев, 10 тысяч евреев, 2 тысячи американцев, 1 тысяча японцев и др. За пределами страны проживает около 1 миллиона кубинцев (главным образом, в США, Мексике, Испании).

Кубинский этнос формировался в основном за счет иммиграции. Основу кубинской нации составляют потомки переселенцев из Испании, потомки рабов, завезенных испанскими колонизаторами с африканского континента (негритянская составляющая), и люди смешанного, испано-африканского, происхождения. Роль коренного индейского населения в этническом составе кубинской нации невелика.

До начала XVI века на острове Куба проживало три ветви индейцев-араваков: гуанатабеи, сибонеи и таино. Племена индейцев-гуанатабеев – самые отсталые – проживали в пещерах в западной части острова. Их основным занятием было рыболовство. Более развитые племена индейцев-сибонеев населяли побережье и горные районы центральной части Кубы. Индейцы-таино отличались самым высоким среди индейцев острова Кубы уровнем развития: они жили в деревнях и занимались земледелием. К моменту завоевания острова испанцами индейцы-таино составляли 3/4 от населения Кубы. К 1600 году коренное население было практически полностью уничтожено, чему способствовали в немалой степени болезни, войны и жестокость испанских завоевателей.

Кубинцы гордятся своим индейским прошлым, тщательно его изучают и сохраняют памятники доколониальной культуры. В испанском языке кубинцев немало индейских слов. Многие географические названия Кубы имеют индейское происхождение.

В формирование кубинской нации важную роль сыграла африканская, негритянская, составляющая. Этим Куба отличается от других испано-язычных стран Латинской Америки. Вывезенные из Африки негры-рабы и мулаты, находящиеся на низшей ступени социальной лестницы и принадлежавшие к наименее обеспеченным и обездоленным слоям кубинского населения, сыграли выдающуюся роль в хозяйственном развитии Кубы и в освоении ее территории. Особенно во внутренних и в восточных провинциях, ставших главными районами сахарного производства. Велика роль негритянского населения в национально-освободительном движении кубинского народа и в становлении кубинской нации. В настоящее время потомки этой группы населения являются полноправными членами социалистической Кубы.

Перепись населения, проведенная в 1846 году, показала, что на Кубе проживает 660 тысяч негров-рабов, 220 тысяч свободных негров и мулатов и 565 тысяч белых. По данным переписи населения 1953 года, 73% составляло белое население, 26% – негры и мулаты и 1% – переселенцы из стран Азии. В 2003 году доля белых оценивалась в 37%, мулаты составляли 51%, африканцы – 11% и азиаты – 1%.


назад

Австралия | Австрия | Андорра | Aнтигуа | Багамы | Барбадос | Болгария | Великобритания | Венгрия | Вьетнам | Германия | Греция | Доминикана | Египет | Израиль | Индия | Индонезия | Иордания | Испания | Италия | Кипр | Китай | Коста-Рика | Куба | Латвия | Литва | Маврикий | Малайзия | Мальдивы | Мальта | Нидерланды | Норвегия | ОАЭ | Оман | Польша | Португалия | Румыния | Сейшелы | Сингапур | Словакия | Словения | Таиланд | Тунис | Турция | Финляндия | Франция | Чехия | Швейцария | Швеция | Шри-Ланка | Эстония | Ямайка